Скачать статью в pdf-формате

Дата публикации: 15.06.2025
DOI: 10.24412/2782-6570-2025_04_02_8
УДК 796.011.1:81'373.46

ДЕФИНИТИВНЫЙ КЛАСТЕР «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»: СЕМАНТИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ОТ РОДОВОГО ПОНЯТИЯ «КУЛЬТУРА» ДО ВИДОВОГО ПОНЯТИЯ «ЗДОРОВЬЕ»

П.В. Снежицкий

Учреждение образования «Гродненский государственный медицинский университет», г. Гродно, Беларусь

Аннотация. В статье приведены результаты теоретического исследования, посвященного проблеме развития категориально-понятийного аппарата теории физической культуры (система понятий, воспроизводящих разные стороны (смысл, значение, структура и т.п.) изучаемого наукой объекта) с позиций философской антропологии, культурологии, семантики и лингвистики. Цель исследования: теоретическое обоснование обновленного прочтения основных дефиниций категориально-понятийного аппарата теории физической культуры в свете последних исследований на основе семантического анализа. В исследовании использованы методы теоретического анализа, обобщения и синтеза опубликованных в интернет-ресурсах научных исследований в области педагогики и теории физической культуры. Построенные на основе семантических взаимосвязей и смысловых рангов ключевые словосочетания позволили определить дефинитивный кластер (совокупность терминов, объединяемых родовым понятием) понятия «физическая культура» как «возделывание природы человека с целью ее совершенствования» и представить его следующей цепью сочетанных терминов: физическая культура → двигательная культура → культура питания → культура тела → культура здоровья. Следовательно, с культурологической и антропологической позиций, «физическая культура личности» как интегративное понятие представляет собой совокупность когнитивных, двигательных, гастрономических (или нутрициологических), телесных и валеологических ценностей, обеспечивающих гомеостаз индивида (а, значит, и человеческой популяции в целом) в актуальных для конкретного культурно-исторического этапа развития общества в присущих ему природно-средовых и социально-средовых условиях. В связи с вновь открывающимися научными знаниями и исследовательскими подходами в философской антропологии, педагогике и социологии физической культуры личности процесс формирования категориально-понятийного аппарата теории физической культуры не может быть статичен, он динамичен. Следовательно, это позволяет и требует от современного научного сообщества своевременной корректировки интерпретации основных терминов и понятий соответственно актуальным для конкретного исторического периода семантическим канонам, позволяющим более реально отражать связь исследуемого предмета и представляющего его термина, словосочетания или тезиса.

Ключевые слова: теория физической культуры, научное знание, термины, дефиниции, семантика.

DEFINITIVE CLUSTER “PHYSICAL CULTURE”: SEMANTIC STRUCTURE FROM THE GENERIC CONCEPT “CULTURE” TO THE SPECIFIC CONCEPT “HEALTH”

P.V. Snezhitskij

Grodno State Medical University, Grodno, Belarus

Abstract. The article presents the results of theoretical research devoted to the problem of the categorical and conceptual framework development of the physical culture theory (a system of concepts reproducing different sides (meaning, significance, structure, etc.) of the object studied by science) from the positions of philosophical anthropology, culturology, semantics and linguistics. Aim of the study: theoretical justification of a new interpretation of the main definitions of the physical culture theory’s categorical and conceptual framework in the light of recent research based on semantic analysis. The study uses methods of theoretical analysis, generalization and synthesis of published online scientific research in the field of pedagogy and physical culture theory. The keyword combinations built on the basis of semantic interrelations and semantic ranks allowed us to identify the definitive cluster (a set of terms united by a generic concept) of the concept “physical culture” as “cultivation of human nature with the aim of its improvement” and to present it by the following chain of combined terms: physical culture → motor culture → nutrition culture → body culture → health culture. Consequently, from the culturological and anthropological positions, “personal physical culture” as an integrative concept is a set of cognitive, motor, gastronomic (or nutritional), corporeal and valeological values that provide homeostasis of an individual (and, therefore, the human population as a whole) in the relevant for a particular cultural and historical stage of society development in its inherent natural and socio-environmental conditions. Due to the newly discovered scientific knowledge and research approaches in philosophical anthropology, pedagogy and sociology of personal physical culture, the process of the categorical and conceptual framework formation of the physical culture theory cannot be static, it is dynamic. Consequently, it allows and requires from the modern scientific community to timely adjust the basic terms interpretation and concepts according to the semantic canons relevant for a particular historical period, allowing more realistically reflect the connection of subject matter and the term, word combination or thesis representing it.

Keywords: physical culture theory, scientific knowledge, terms, definitions, semantics.

Введение. На настоящем этапе развития общества в условиях современной креативно-педагогической цивилизации, когда проис­ходит смена образовательных парадигм (ориентация на высокообразованную само­достаточную личность), приоритетной целью образования становится формирование разносторонней, гармоничной и свободной личности как носителя фундаментальных культурных ценностей, к числу которых относится и физическая культура. Однако до настоящего времени вопросы достижения устойчивого семантического стандарта (или эталона) [1-6] в категориально-понятийном аппарате (системе понятий, воспроизводящих разные стороны (смысл, значение, опре­деление, связь, структура) изучаемого наукой объекта) теории физической культуры (ТФК) остаются дискуссионными, что подтверждает недостаточность обоснованности идентифи­кационно-смысловой и теоретико-концепту­альной базы в этой научной отрасли [7-21].

Постоянное обращение авторов к проблеме категориально-понятийного аппа­рата ТФК в истории развития научного педагогического знания (так как основной областью реализации средств физической культуры является педагогика) наличествует множеством спорных точек зрения (их соприкосновения, пересечения, расхождения) [12, 14], что свидетельствует о незавершен­ности семантического процесса формиро­вания основополагающих дефиниций и их взаимного соотношения в дефинитивных кластерах (системе понятий, объединяемых семантической связью) научного знания о физической культуре или культуре природы человека («физика» от древне-греческого «φύσις» – «природа» и «φυσική» – «природный»). Об этом свидетельствует и тот факт, что к настоящему времени научным сообществом было предложено и благопо­лучно используется более 200 трактовок термина «физическая культура» [8, 12, 22]. Это связано с постоянно расширяющимся многообразием «цветов, тонов, полутонов и оттенков» в научной палитре ТФК в свете новых подходов к исследованиям, что инициирует вынужденный уход от класси­ческой трактовки основных терминов, понятий и тезисов [10]. Но на этом тернистом пути существует опасность институциональ­ных и культурологических аберраций, приводящих к еще большему искажению изначально принятых за основу и не отвечающих семантическим канонам универ­сальных и уникальных научно-отраслевых дефиниций [10, 23].

В истории науки существует множество примеров подобного феномена. Наиболее красноречивый из них представлен в извест­ном еще с античности случае при много­кратных попытках обоснования теории многоуровневого устройства нашей геоцент­рической (с планетой Земля в центре) планетной системы древнегреческим астро­номом Птолемеем. Поскольку она изначально была ошибочной, по мере более глубокого научного исследования все больше и больше требовала дополнительных объяснений, коррекций и изменений, связанных с наблюдаемыми орбитами движения планет и Солнца, пока не была принята теория гелиоцентрической (со звездой Солнце в центре) Солнечной системы Коперника, поставившая все на свои места. В нашем случае, позволив принять за отправную точку родовое понятие «культура» и производное от него видовое понятие «физическая» в их первоначальном семантическом значении (из первоисточников), мы можем на более популярном уровне донести до широких масс истинное понимание более глубокого смысла термина «культура физическая», в то время как у преобладающего большинства обыва­телей (а зачастую и специалистов) он ассоциируется с терминами «занятия спор­том» и «двигательная активность».

На наш взгляд, выходом из сложившейся в настоящее время ситуации «категориально-дефинитивного многообразия» является возврат к началу (истоку или реликтовому первоисточнику) зарождения термина «физи­ческая культура» и последующей трактовки, связанных с ним основных понятий в научном знании ТФК, соответственно семантике с точки зрения антропологии (отрасли науки, изучающей происхождение и развитие человека в процессе взаимодействия с природной и культурной средами), поскольку термин «физическая культура» в науке встречается только применительно к человеку, исключая все остальные виды земной флоры и фауны. Следовательно, с позиций философской антропологии и культурологии в центре нашей семанти­ческой системы «физическая культура» должна находиться такая смысловая катего­рия как «личность», являющаяся цивилиза­ционным воплощением когнитивных, духов­ных, двигательных и телесных ценностей человека.

Человек от природы получает свое физическое тело как уникальный высоко­технологичный и готовый к развитию биологический материал (или заготовку) для самосозидания на основе непосредственного взаимодействия с окружающим биогеосоцио­ценозом (биологическими, географическими, климатическими и социальными условиями окружающей среды). Кому-то оно достается при рождении более, а кому-то менее эффективным, но в целом, благодаря меха­низмам адаптации, поддающемся воздейст­вию любого воспитания и самовоспитания (созданию целенаправленного влияния внешних условий для развития и самораз­вития человека, освоения им социального опыта, культуры, ценностей и норм взаимодействующего с ним сообщества). То, что получится из этой природной «заготовки» в итоге, уже зависит от самого человека и окружающего его мира, а также глубины их взаимодействия и взаимопро­никновения. Примечательно то, что, совершенствуя свое тело благодаря меха­низмам адаптации (в первую очередь, его двигательную и когнитивную функции), человек приобретает в процессе расширения своих двигательных и интеллектуальных возможностей более качественные инстру­менты (высокий уровень развития функций) для дальнейшего самосовершенствования (рас­ширения двигательной и когнитивной сферы), и это еще больше способствует его двигательно-культурному, телесно-культур­ному и интеллектуально-культурному прог­рессу [15, 16, 24].

Цель исследования: на основе семан­тического анализа (в свете последних исследований) выполнение теоретического обоснования обновленного прочтения основ­ных дефиниций категориально-понятийного аппарата ТФК для получения трактовок, доступных более широкому кругу людей, использующих в настоящее время термин «физическая культура» в несколько искаженном понимании.

Методы и организация исследования. В исследовании использованы методы теоретического анализа, обобщения и синтеза опубликованных в интернет-ресурсах (научные электронные библиотеки «eLIBRARY.RU», «КиберЛенинка», элек­тронно-библиотечная система «Лань», электронная библиотека диссертаций «disserCat» и др.) научных исследований в области педагогики и ТФК.

Результаты исследования и их обсуж­дение. Построение семантических взаимо­связей и смысловых рангов ключевых словосочетаний позволило определить дефинитивный кластер понятия «физическая культура» как «возделывание природы человека с целью ее усовершенствования» и представить его следующей цепью сочетанных терминов: физическая культура → двигательная культура → культура питания → культура тела → культура здоровья. Следовательно, с культуроло­гической и антропологической позиций физическая культура личности как интег­ративное понятие представляет собой совокупность когнитивных, двигательных, гастрономических (или нутрициологичес­ких), телесных и валеологических ценностей, обеспечивающих гомеостаз индивида (а, значит, и человеческой популяции в целом) в актуальных для конкретного культурно-исторического периода развития общества в природно-средовых и социально-средовых условиях.

Впервые словосочетание, употребляемое в нашем современном понимании как «физическая культура», применено в Англии в конце XIX века как термин «телесная культура» в семантическом значении «культура тела человека» [10]. В России словосочетание приобрело популярность в начале XX века в современном прочтении как термин «физическая культура». Под физи­ческой культурой тогда понимали дея­тельность человека и общества, направ­ленную на физическое воспитание, образо­вание и укрепление здоровья [13, 16]. В наше время наиболее доступной для массового пользователя и популярной среди трактовок понятия «физическая культура» (первое, что «всплывает» на мониторе, после набора ключевых слов в строке поиска контента в браузере «Google») предлагается тезис, являющийся плодом коллективного исследо­вательского труда интернет-пользователей, пожелавших принять участие в интер­претации данного термина с опорой на многочисленные точки зрения теоретиков и практиков физической культуры (в том числе, и нашей): физическая культура – это часть общей культуры человечества, которая представляет собой совокупность интел­лектуальных, духовных и материальных ценностей (научных и популярных знаний; двигательных, телесных и поведенческих эталонов, норм и традиций; физкультурно-спортивного инвентаря, оборудования и сооружений и т.д.), создаваемых и исполь­зуемых обществом в целях разностороннего физического, духовного и интеллектуального развития способностей человека, совер­шенствования его двигательной деятельности (активности), формирования здорового образа жизни и самого здоровья, а также социальной адаптации путём физического воспитания.

В этом же источнике указывается, что термин «культура» с древнегреческого означает «возделывание», а «физика» (физический) – «природа» (природный). Увязывая эти словоформы в словосочетании, логично предположить, что когда мы говорим «физическая культура», то имеем ввиду «возделывание телесной природы человека», то есть оказываем целенаправленное влияние на естественно-природное развитие индивида вида «Homo sapiens» с целью двигательного (расширение двигательной сферы) и телесного (улучшение внешних форм и функций) усовершенствования, направлен­ного на повышение качества жизнедея­тельности при последующем его взаимо­действии с окружающим биогеосоцио­ценозом (биологическим, географическим и социальным ареалом обитания конкретной человеческой популяции). Ключевые позиции в этом случае здесь занимает основное средство физической культуры – физическое упражнение (или смодели­рованное и часто повторяемое двигательное действие, подчиненное цели физического совершенствования человека) и двигательная активность в целом, которая выполняет роль каменщика, созидающего из поступающего в организм стройматериала (продуктов пита­ния) культурно-природный шедевр – пропор­ционально сложенное и функционально состоятельное человеческое тело.

Иными словами, физическая культура лежит в основе самодостаточности личности. Дефиниция «самодостаточность» в исследо­ваниях И.А. Никоновой (2010) [25] интерпре­тируется как «сложная организация сочетан­ных внутренних качеств личности (в том числе и физических), позволяющих ей успешно реализовывать себя в творческой, социальной и профессиональной деятель­ности и соответствовать при этом требо­ваниям, предъявляемым обществом ко всем представителям данного социума, и приносит внутреннее удовлетворение от результатов данной деятельности».

Следовательно, физическая культура является «основой основ» в судьбе как конкретной личности, так и всех пред­ставителей мирового сообщества в целом (можно сказать, что она проявляется в показателях эффективности двигательно-активного материального или физического тела как многофункционального биологи­ческого носителя, выразителя и воплотителя когнитивного потенциала человека). Исходя из точки зрения философской антропологии, предполагающей рассмотрение дефиниции «физическая культура личности» как резуль­тат спонтанного (повседневная двигательная деятельность) и целенаправленного (специ­альная двигательная деятельность) двига­тельного и гастрономического взаимо­действия с окружающим миром (и не только), способствующего улучшению природы человека через создание интеллектуальных, духовных и материальных ценностей, мы логично можем соотнести в качестве слага­емых компонентов и сопутствующих дефи­ниций следующие понятия [6, 17, 18, 21, 22]:

- культура движения (как совокупность традиционных, базовых и элитарных цен­ностей двигательной сферы человека (физи­ческих качеств и двигательных навыков), обеспечивающих безопасное и эффективное взаимодействие его с окружающим миром, а также совершенствование движений, форм и функций тела);

- культура питания (как совокупность ценностей нутрициологии, этикета и режима питания, обеспечивающих метаболизм био­энергетическими (энергетическая функция питательных веществ) и «строительными» (пластическая функция питательных веществ) материалами для когнитивного, телесного и функционального развития индивида и его двигательного взаимо­действия с окружающим миром);

- культура тела (как совокупность эстетических, гигиенических и пластических ценностей, обеспечивающих пропорцио­нальное телосложение и эффективное взаимодействие человека с окружающим миром посредством опорно-двигательной системы, а также как носителя, воплотителя и выразителя когнитивных функций личности);

- культура здоровья (как совокупность когнитивных, двигательных, гастрономичес­ких и телесных ценностей, обеспечивающих гомеостаз человека как открытой биологи­ческой системы в биогеосоциоценозе).

Поскольку в основе физической куль­туры человека находится двигательная культура (как локомотив, который приводит в движение весь состав последующих видов культуры личности), а любое культурное двигательное действие (творческое, спортив­ное, боевое, трудовое, бытовое, досуговое и т.п.) является цивилизационной ценностью [7, 23, 26, 27], имеет смысл остановиться на ее дефинитивной структуре, состоящей из следующих основных компонентов: массовая (базовая), народная и элитарная [19, 20].

Элитарная двигательная культура – это совокупность двигательно-культурных цен­ностей (двигательных эталонов или двигательных шедевров), представленных различными формами индивидуальной и коллективной высококультурной двигатель­ной деятельности в исполнительском искус­стве (балет, хореография и т.п.), спорте высших достижений (многообразие видов спорта: гимнастика, атлетика, единоборства, спортивные игры и т.п.) и интегративных, объединяющих как первую, так и вторую формы (фигурное катание, балет на льду или цирк на льду, ледовые постановки-спектакли, цирковое искусство и т.п.), которые принадлежат к творческим и спортивным профессиональным сообществам [18].

Народная двигательная культура – это совокупность двигательно-культурных цен­ностей (двигательных реликтов), представ­ленных формами индивидуальной и коллективной традиционной двигательно-культурной деятельности, сформированной на протяжении многих поколений и отраженной в двигательно-деятельностных и поведенческих алгоритмах демографических социальных и этнических сообществ (народные танцы, обряды, игры, гуляния и т.п.), которые характерны в большей степени сельской популяции современного мирового сообщества  [17, 18].

Массовая (базовая) двигательная куль­тура – это совокупность двигательно-культурных ценностей (физическая конди­ция, двигательный навык, статическая и динамическая поза, локомоция, двигательная манипуляция и имитация), представленных повседневными формами индивидуальной и коллективной двигательно-культурной дея­тельности в бытовой, трудовой, досуговой и прочих сферах жизнедеятельности человека, а также регулируемой общепринятыми нормами поведения, канонами здорового образа жизни и массовой физической культуры и массового спорта [17, 18].

Таким образом, опять возвращаясь к истокам, как было уже установлено ранее в историко-теоретических исследованиях, пра­матерью физических упражнений являлась экзистенциальная боевая (обеспечение выживаемости индивида при боевом взаимодействии с животными и себе подобными на охоте и войне) [13, 17, 27] и трудовая (обеспечение выживаемости индивида при трудовом взаимодействии с флорой и фауной в процессе постройки жилища, возделывания почвы, заготовки продуктов питания для себя и животных, а также уход за ними и т.д.) двигательная деятельность, то изменение предназначения боевых и трудовых действий, а также способов их выполнения способствовало становлению методик физического совер­шенствования человека все с той же целью – для еще более успешного взаимодействия с окружающей биологической и социальной средами в различных климатических и географических условиях, повышающего статус его выживаемости. А это выводит массовую (базовую) двигательную культуру среди остальных в ранг наиболее прио­ритетных, как обеспечивающую сохранение гомеостаза не только конкретного индивида (или небольшой элитарной общности), но всей человеческой популяции на Земном шаре в целом.

Следовательно, с культурологической и антропологической позиций [15, 16, 26] физи­ческая культура личности как интегративное понятие представляет собой совокупность когнитивных, двигательных, гастрономичес­ких (или нутрициологических), телесных и валеологических ценностей, обеспечиваю­щих гомеостаз индивида (а, значит, и челове­ческой популяции в целом) в актуальных для конкретного культурно-исторического пери­ода развития общества в природно-средовых и социально-средовых условиях.

Заключение. В связи с вновь откры­вающимися научными знаниями и исследо­вательскими подходами в философской антропологии, педагогике и социологии физической культуры личности процесс формирования категориально-понятийного аппарата ТФК не может быть статичен. Он динамичен, и это позволяет своевременно корректировать интерпретацию основных терминов и понятий соответственно акту­альным для конкретного исторического периода семантическим канонам, позво­ляющим более реально отражать связь предмета и термина его представляющего. Таким образом, на основе семантического анализа последних теоретических иссле­дований дополнены и обновлены трактовки основных дефиниций категориально-поня­тийного аппарата ТФК, которые будут доступны более широкому кругу людей как в обывательской среде, так и в педагогической, среди специалистов физической культуры и спорта. В исследовании определены состав­ляющие компоненты дефинитивного клас­тера родовых понятий «культура» и «культура физическая», представленные как совокупность терминов, объединенных семантической связью: культура ↔ культура физическая ↔ культура движения ↔ культура питания ↔ культура тела ↔ культура здоровья. Все предложенные выше понятия формируют непосредственно семантическую и содержательную структуру культуры движения на всех ее уровнях (элитарном, народном и массовом), что позволяет определить ее роль как ведущую в формировании физической культуры лич­ности, а базовую двигательную культуру как приоритетную в гомеостазе человеческой популяции. По нашему мнению, полученные результаты исследования представляют собой определенную теоретическую значи­мость и могут быть использованы в ТФК в категории дополняющих научное знание в одноименной научной отрасли.

Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Conflict of interest. The author declares no conflict of interest.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Батура, Т.В. Семантический анализ и способы представления смысла текста в компьютерной лингвистике / Т.В. Батура // Программные продукты и системы. – 2016. – № 4 (116). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/semanticheskiy-analiz-i-sposoby-predstavleniya-smysla-teksta-v-kompyuternoy-lingvistike (дата обращения: 12.04.2024).
  2. Гурдаева, Н.А. Принципы структурной орга­низации лексических терминов как результат родо-видовых отношений системы понятий / Н.А. Гурдаева // Вестник Таганрогского института им. А.П. Чехова. – 2011. – № 1. URL: https://cyber­leninka.ru/article/n/printsipy-strukturnoy-organizat­sii-leksicheskih-terminov-kak-rezultat-rodo-vidov­yh-otnosheniy-sistemy-ponyatiy (дата обращения: 03.03 2024).
  3. Ильин, В.В. О задачах семантики как науки. Лингвистическая – логическая – философская семантика: предметно-творческое разграничение и сотрудничество / В.В. Ильин // Российский гуманитарный журнал. – 2022. – № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-zadachah-seman­tiki-kak-nauki-lingvisticheskaya-logicheskaya-filosofskaya-semantika-predmetno-tvorcheskoe-razgranichenie-i (дата обращения: 03.03.2025).
  4. Мингкулова, Н.Б. Что такое лингвистика / Н.Б. Мингкулова // Экономика и социум. – 2019. – № 4 (59). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/chto-takoe-lingvistika (дата обращения: 03.03.2025).
  5. Овчиева, Ю.А. Семантическая сеть – перс­пективная платформа для системы управления знаниями / Ю.А. Овчиева // Вестник универ­ситета. – 2015. – № 3. – С. 14-16.
  6. Харламов, А.А. Анализ текстов: лингвистика, семантика, прагматика в рамках когнитивного подхода / А.А. Харламов, Т.В. Ермоленко // Проблемы искусственного интеллекта. – 2015. – № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-tekstov-lingvistika-semantika-pragmatika-v-ramkah-kognitivnogo-podhoda (дата обращения: 03.03.2025).
  7. Бальсевич, В.К. Развитие двигательного потенциала человека / В.К. Бальсевич // Физиотерапия, бальнеология и реабилитация. – 2003. – № 5. – С. 35-36.
  8. Визитей, Н.Н. Теория физической культуры: к корректировке базовых представлений. Фило­софские очерки / Н.Н. Визитей. – М.: Советский спорт, 2009. – 184 с.
  9. Драндров, Г.Л. Теоретические основы взаимо­действия физической и спортивной культуры / Г.Л. Драндров, В.А. Бурцев, Е.В. Бурцева // Теория и практика физической культуры. – 2013. – № 6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskie-osnovy-vzaimodeystviya-fizicheskoy-i-sportivnoy-kultury (дата обращения: 03.03.2025).
  10. Курамшин, Ю.Ф. Об объекте и предмете теории физической культуры как научно-учебной дисциплины: историко-сравнительный анализ / Ю.Ф. Курамшин // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2006. – № 22. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ob-obekte-i-predmete-teorii-fizicheskoy-kultury-kak-nauchno-uchebnoy-distsipliny-istoriko-sravnitelnyy-analiz (дата обращения: 03.03.2025).
  11. Лубышева, Л.И. Физическая активность людей старшего и пожилого возраста в контексте онтокинезиологической концепции В.К. Бальсевича / Л.И. Лубышева // Теория и практика физической культуры. – 2020. – №8. С. 3-5.
  12. Матвеев, Л.П. Обобщающая теория физи­ческой культуры на текущем этапе своего становления / Л.П. Матвеев // Теория и практика физической культуры. – 2009. – № 9. – С. 16-17.
  13. Мельникова, Н.Ю. История физической культуры: наука, учебная дисциплина и историография / Н.Ю. Мельникова // Теория и практика физической культуры. – 2015. – №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/istoriya-fizi­cheskoy-kultury-nauka-uchebnaya-distsiplina-i-istoriografiya (дата обращения: 03.03.2025).
  14. Николаев, Ю.М. Теория физической куль­туры: что же это такое? / Ю.М. Николаев // Теория и практика физической культуры. – 2015. – № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoriya-fizicheskoy-kultury-chto-zhe-eto-takoe (дата обра­щения: 03.03.2025).
  15. Салихова, Н.Р. Ценностно-смысловой рельеф жизненного пространства личности и уровень физического развития человека / Н.Р. Салихова // Учен. зап. Казан. ун-та. Сер. Гуманит. науки. – 2015. – № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsennostno-smyslovoy-relief-zhiznennogo-prostranstva-lichnosti-i-uroven-fizicheskogo-razvitiya-cheloveka (дата обращения: 03.03.2025).
  16. Синицина, И.А. Телесная культура как фактор формирования здоровьесозидающего поведения личности / И.А. Синицина, Л.Н. Уварова // Здоровье и образование в XXI веке. – 2016. – №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/telesnaya-kultura-kak-faktor-formiro­vaniya-zdoroviesozidayuschego-povedeniya-lichnosti (дата обращения: 03.03.2025).
  17. Снежицкий, П.В. Двигательная культура: генезис, состояние, проблемы : монография / П.В. Снежицкий. – Гродно : ГГАУ, 2022 . – 282 с.
  18. Снежицкий, П.В. Формирование двига­тельной культуры личности в профессиональных и социальных сообществах сельских регионов Республики Беларусь: монография / П.В. Снежицкий. – Гродно : ГрГМУ, 2024. – 308 с.
  19. Complex pedagogical diagnostics of personal motor activity / P. Snezhitsky, E. Romanova, M. Kolokoltsev [et al.] // Journal of Physical Education and Sport ® (JPES) – Vol. 22 (11). – P. 2681-2687.
  20. Results of testing an improved methodology for assessing the dynamic performance of rural population in Belarus / P. Snezhitsky, E. Romanova, A. Bolotin [et al.] // Journal of Physical Education and Sport ® (JPES). – Vol. 24 (1). – P. 29-35.
  21. Столяров, В.И. Современная теория физи­ческого воспитания (проблемы, пути решения, инновационная концепция) / В.И. Столяров // Наука и спорт: современные тенденции. – 2016. – Т. 10. – № 1 (10). С. 13-25.
  22. Столяров, В.И. Спортивная наука как интег­ративная дисциплина: история, современное сос­тояние, пути совершенствования / В.И. Столяров. – Москва: Советский спорт, 2023. – 353 с.
  23. Столяров, В.И. Претенциозная, но неудачная попытка переосмысления базовых основ теории физической культуры (критические заметки) / В.И. Столяров // Теория и практика физической культуры. – 2011. – №10. – С. 32-36.
  24. Гимпель, Л.П. Формирование интеллекту­альной культуры личности как ее творческого начала // Новая психология профессионального труда педагога: от нестабильной реальности к устойчивому развитию / Л.П. Гимпель. – 2021. – № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-intellektualnoy-kultury-lichnosti-kak-ee-tvorcheskogo-nachala (дата обращения: 04.04.2024).
  25. Никонова, И.А. Определение понятия «Самодостаточность личности» / И.А. Никонова // Вестник Башкирск. ун-та. – 2010. – № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/opredelenie-ponyatiya-samodostatochnost-lichnosti (дата обра­щения: 03.03.2025).
  26. Гиренок, Ф.И. Подступы к философии чело­века / Ф.И. Гиренок // Научные труды Московс­кого гуманитарного университета. – 2018. – № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/podstupy-k-filosofii-cheloveka (дата обращения: 04.04.2024).
  27. Григоревич, В.В. Всеобщая история физической культуры и спорта : учеб. пособие / В.В. Григоревич. – М. : Советский спорт, 2008. – 286 с.

REFERENCES

  1. Batura T.V. Semantic analysis and methods of text meaning representation in computer linguistics. Software and systems, 2016, no. 4 (116). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/semanticheskiy-ana­liz-i-sposoby-predstavleniya-smysla-teksta-v-komp­yuternoy-lingvistike (accessed 12.04.2024) (in Russ.)
  2. Gurdaeva N.A. Principles of structural organization of lexical terms as a result of genus-species relations of the system of concepts. Bulletin of the Taganrog Institute named after A.P. Chekhov, 2011, no. 1. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/printsipy-strukturnoy-organizatsii-leksiches­kih-terminov-kak-rezultat-rodo-vidovyh-otnosheniy-sistemy-ponyatiy (accessed 03.03.2024) (in Russ.)
  3. Il'in V.V. About the tasks of semantics as a science. linguistic – logical – philosophical semantics: subject-creative differentiation and cooperation. Liberal arts in Russia, 2022, no. 1. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/o-zadachah-semantiki-kak-nauki-lingvisticheskaya-logicheskaya-filosofskaya-semantika-predmetno-tvorcheskoe-razgranichenie-i (date accessed: 03.03.2024) (in Russ.)
  4. Mingkulova N.B. What is linguistics. Economics and society, 2019, no. 4 (59). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/chto-takoe-lingvistika (accessed 03.03.2024) (in Russ.)
  5. Ovchieva Yu.A. Semantic web – a promising platform for knowledge management system. Vestnik Universiteta, 2015, no. 3, pp. 14-16. (in Russ.)
  6. Harlamov A.A. Ermolenko T.V. Text analysis: linguistics, semantics, pragmatics in the cognitive approach. Problems of Artificial Intelligence, 2015, no. 1. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-tekstov-lingvistika-semantika-pragmatika-v-ramkah-kognitivnogo-podhoda (accessed 03.03.2024) (in Russ.)
  7. Bal'sevich V.K. Development of human motor potential. Russian Journal of Physiotherapy, Balneology and Rehabilitation, 2003, no. 5, pp.35-36. (in Russ.)
  8. Vizitej N.N. Theory of Physical Culture: Towards Correction of Basic Concepts. Philosophical Essays. Moscow: Sovetskij sport, 2009. 184 p. (in Russ.)
  9. Drandrov G.L., Burcev V.A., Burceva E.V. Theoretical grounds of interaction of physical and sports cultures. Theory and Practice of Physical Culture, 2013, no. 6. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskie-osnovy-vzaimodeystviya-fizicheskoy-i-sportivnoy-kultury (accessed 03.03.2024) (in Russ.)
  10. Kuramshin Yu.F. On the object and subject of the theory of physical culture as a scientific and academic discipline: historical and comparative analysis. Scientific Notes of the P.F. Lesgaft University, 2006, no. 22. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/ob-obekte-i-predmete-teorii-fizicheskoy-kultury-kak-nauchno-uchebnoy-distsipliny-istoriko-sravnitelnyy-analiz (accessed 03.03.2024) (in Russ.)
  11. Lubysheva L.I. V.K. Bal’sevich’s ontokinesiological approach to physical activity of senior and elderly people. Theory and Practice of Physical Culture, 2020, no. 8, pp. 3-5. (in Russ.)
  12. Matveev L.P. Generalizing theory of physical culture at the current stage of its development. Theory and Practice of Physical Culture, 2009, no. 9, pp. 16-17. (in Russ.)
  13. Mel'nikova N.Yu. History of physical culture: science, academic discipline and historiography. Theory and Practice of Physical Culture, 2015, no. 4. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/isto­riya-fizicheskoy-kultury-nauka-uchebnaya-distsip­lina-i-istoriografiya (accessed 03.03.2024) (in Russ.)
  14. Nikolaev Yu.M. The essence of theory of physical culture. Theory and Practice of Physical Culture, 2015, no. 1. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/teoriya-fizicheskoy-kultury-chto-zhe-eto-takoe (accessed 03.03.2024) (in Russ.)
  15. Salikhova N.R. The Value-Meaning Sphere of the Individual’s Life Space and the Level of Human Physical Ability. Uchenye Zapiski Kazanskogo Universiteta. Seriya Gumanitarnye Nauki, 2015, no. 4. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/
    tsennostno-smyslovoy-relief-zhiznennogo-prostranstva-lichnosti-i-uroven-fizicheskogo-razvitiya-cheloveka (accessed 03.03.2024) (in Russ.)
  16. Sinitsina I.A., Uvarova L.N. Bodily culture as a factor of formation of health creative of a person’s behavior. Health and Education Millenium, 2016, no. 2. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/telesnaya-kultura-kak-faktor-formirovaniya-zdoroviesozidayuschego-povedeniya-lichnosti (accessed 03.03.2024) (in Russ.)
  17. Snezhitskij P.V. Motor culture: genesis, state, problems. A monograph. Grodno: Grodno State Agrarian University, 2022. 282 p. (in Belarusian)
  18. Snezhitskij P.V. Formation of personal motor culture in professional and social communities of rural regions of the Republic of Belarus. A monograph. Grodno: Grodno State Medical University, 2024. 308 p. (in Belarus).
  19. Snezhitskij P., Romanova E., Kolokoltsev M., Vorozheikin A., Smirnov S., Bolotin A., Tarasov A., Aganov A. Complex pedagogical diagnostics of personal motor activity. Journal of Physical Education and Sport ® (JPES), vol. 22 (11),pp. 2681-2687. (in Russ.)
  20. Snezhitskij P., Romanova E., Bolotin A., Kraynik V., Ketrish E., Andyukhina T., Arnst N., Tyupa P., Aganov S., Plotnikova I. Results of testing an improved methodology for assessing the dynamic performance of rural population in Belarus. Journal of Physical Education and Sport ® (JPES), no. 24 (1), pp. 29-35.
  21. Stolyarov V.I. Modern theory of the physical education (problems, solutions, innovative conception). Science and Sport: Current Trends, 2016, vol. 10, no. 1 (10), pp. 13-25. (in Russ.)
  22. Stolyarov V.I. A pretentious but unsuccessful at­tempt to rethink the basic foundations of the physical culture theory (critical notes). Theory and Practice of Physical Culture, 2011, no. 10, pp. 32-36. (in Russ.)
  23. Stolyarov V.I. Sports science as an integrative discipline: history, current state, ways of improvement. Moscow: Sovetskij sport, 2023.353 p. (in Russ.)
  24. Gimpel’ L.P. Formation of the intellectual culture of the personality as its creative beginning. New psychology of professional work of a teacher: from unstable reality to sustainable development, 2021, no. 1. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-intellektualnoy-kultury-lichnosti-kak-ee-tvorcheskogo-nachala (accessed 04.04.2024) (in Russ.)
  25. Nikonova, I.A. Definition of the concept of “personal self-sufficiency”. Vestnik Bashkirskogo Universitets, 2010, no. 3. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/opredelenie-ponyatiya-samodostatochnost-lichnosti (accessed 03.03.2024) (in Russ.)
  26. Girenok F.I. Approaches to the Philosophy of Man. Nauchnye trudy Moskovskogo gumanitarnogo universiteta, 2018, no. 2. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/podstupy-k-filosofii-cheloveka (accessed 04.04. 2024) (in Russ.)
  27. Grigor’evich, V.V. General history of physical culture and sports: a learning guide. Moscow: Sovetskij sport, 2008. 286 p. (in Russ.)

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:
Павел Владимирович Снежицкий – кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой физического воспитания и спорта, УО «Гродненский государственный медицинский университет», Гродно, Республика Беларусь, e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS:
Pavel V. Snezhitskij – Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Head of the Department of Physical Education and Sport, Grodno State Medical University, Grodno, Republic of Belarus, e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript..

Для цитирования: Снежицкий, П.В. Дефинитивный кластер «физическая культура»: семантическая структура от родового понятия «культура» до видового понятия «здоровье» / П.В. Снежицкий // Российский журнал спортивной науки: медицина, физиология, тренировка. – 2025. – Т. 4. – № 2(14). DOI: 10.24412/2782-6570-2025_04_02_8
For citation: Snezhitskij P.V. Definitive cluster “physical culture”: semantic structure from the generic concept “culture” to the specific concept “health”. Russian Journal of Sports Science: Medicine, Physiology, Training, 2025, vol. 4, no. 2(14). DOI: 10.24412/2782-6570-2025_04_02_8