Скачать статью в pdf формате

Дата публикации: 01.03.2023                                                           
DOI: 10.51871/2782-6570_2023_02_01_8                      
УДК 796.853.24                                                                                                

ЗАКОНОМЕРНОСТИ ВОСПИТАНИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ В ПРАКТИКЕ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ В АЙКИДО

С.В. Максимов, С.С. Коровин

ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный педагогический университет», г. Оренбург, Россия

Аннотация. Целью настоящего теоретического исследования является представление характеристик закономерностей воспитания двигательных способностей (ДС) в процессе спортивной подготовки в айкидо. Уточнено понятие «двигательные способности», понимаемое как совокупность морфофункциональных и психофизических возможностей юных спортсменов в отношении оптимального проявления двигательных качеств и связанных с ними способностей, техники выполнения двигательных действий (прежде всего базовых) при решении конкретных задач двигательной деятельности в айкидо. Охарактеризованы закономерности воспитания ДС: основными являются действенная включенность в практику спорта; зависимость воспитания ДС от режима двигательной деятельности; этапность и гетерохронность воспитания и проявления ДС; неравномерность проявления ДС; обратимость развития и перенос ДС; взаимозависимость двигательных качеств и двигательных действий.

Ключевые слова: спортивная подготовка, юные спортсмены, айкидо, закономерности, характеристика, прикладные основания воспитания.

REGULARITIES OF DEVELOPING MOTOR ABILITIES IN YOUNG ATHLETES DURING SPORTS TRAINING IN AIKIDO

S.V. Maksimov, S.S. Korovin

Orenburg State Pedagogical University, Orenburg, Russia

Annotation. The purpose of this theoretical study is to present the characteristics of the patterns of developing motor abilities (MA) during sports training in aikido. The concept of “motor abilities” was clarified, understood as a set of morphofunctional and psychophysical capabilities of young athletes in relation to the optimal manifestation of motor qualities and related abilities, techniques for performing motor actions (primarily basic ones) in solving specific tasks of motor activity in aikido. The authors characterized the regularities of MA development. The main ones are the effective involvement in the practice of sports; dependence of MA development on the mode of motor activity; stage-by-stage approach and heterochrony of MA development and manifestation; uneven MA manifestation; reversibility of MA development and transfer; interdependence of motor qualities and motor actions.

Keywords: sports training, young athletes, aikido, regularities, characteristics, applied foundations of education.

Введение. Всё большую популярность и распространение в России приобретает спорт, как массовый спорт, так и спорт высших достижений. Не стал исключением и достаточно молодой, прогрессивно развивающийся в настоящее время вид спорта айкидо.

В системе многолетней спортивной подготовки, на наш взгляд, наиболее ответственным является этап начальной подготовки, в ходе которого, по сути, и создаются фундаментальные предпосылки становления и развития мастерства на последующих этапах [1-4].

Изучение содержания Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) по видам спорта позволяет заключить, что приоритетными положениями их реализации в практике спортивной подготовки юных спортсменов на этапе начальной подготовки, являются:

- становление и воспитание комплекса личностных качеств, определяющих «включённость» в систематические занятия спортом;

- воспитание системы двигательных способностей (ДС), определяющих становление двигательной базы для продвижения к спортивному мастерству [3, 5, 6, 7].

При этом следует понимать, что в целом процесс воспитания ДС (в том числе и в айкидо) имеет два направления: воспитание двигательных качеств (ДК) и связанных с ними способностей; направленное обучение технике выполнения двигательных действий (ДД) (прежде всего базовых).

Актуальность исследования определяется по проблемному полю исследования – поиск и обоснование (характеристика) способов оптимизации управления процессами направленного воспитания двигательных способностей юных спортсменов айкидо.

Цель настоящего материала – представить характеристику закономерностей воспитания двигательных способностей (ДС) в процессе спортивной подготовки в айкидо, учет которых – основная предпосылка оптимизации познавательной, тренировочной (теоретической и практической) деятельности юных спортсменов в практике спортивной подготовки.

Методы и организация исследования. Изучение литературы и передового опыта спортивной подготовки в айкидо; анализ и синтез; обобщение и формализация; аналогия и сравнение. 

Результаты исследования и их обсуждение. Мы полагаем, что основными закономерностями, «задающими» регламент процессов воспитания двигательных способностей юных спортсменов айкидо,
являются следующие [3, с.124-128; 4, с.109-114; 8; 9, с. 52]:

1. Включенность в двигательную физкультурно-спортивную деятельность – это основной фактор (причина) воспитания ДС. Именно с использованием физических упражнений достига­ется определенный прогресс, в двигательной подготовленности спортсменов. Здесь важно отметить, что данная закономерность – отражение деятельностного подхода к организации и реализации практически всех образовательных процессов [10-13], в том числе и в практике спортивной подготовки.

2. Взаимозависимость воспитания ДС и режима двигательной деятельности. Это означает не только включенность в двигательную деятельность, но и соблюдение определенного регламента в направленном использовании физических упражнений для обеспечения позитивных сдвигов показателей ДС (режим тренировок с сокращенным интервалом отдыха между тренировками; режим тренировок с оптимальным интервалом отдыха между тренировками; режим тренировки в период «действия» фазы суперкомпенсации) [5, 14].

3. Этапность воспитания и проявления ДС, когда в сущности проявляются чередующиеся периоды (этапы) роста, стабилизации и снижения характеристик ДС (обусловлено такими же периодами становления и проявления адаптационных механизмов спортсмена) [5, с. 16-17].

4. Неравномерность проявления ДС означает чередование периодов общего роста показателей ДС с периодами их снижения; это характерно как для коротких, так и для длительных интервалов времени воспитания ДС. Однако, для достижения более высоких сдвигов в состоянии ДС необходимы более продолжительные интервалы времени.

5. Гетерохронность в воспитании ДС обусловлена несоответствием по времени фаз развития отдельных органов и функций, которые, в свою очередь, обуславливают проявление ДС. Это проявление сенситивных периодов – времени максимальных возможностей для формирования свойств, качеств и функций личности, периодов максимально возможной «чувствительности» биосоциальной природы личности к системным педагоги­ческим воздействиям [4, 6, 15, 16, 17].

6. Обратимость развития ДС означает, что без соответствующего педагогического воздействия ДС «угаснут» (не все и в неравном соотношении). Обратимость следует принимать как «способность» (функцию) объекта после завершения круга развития возвращаться к исходному состоянию [18]. Эта способность – свойство объекта двигаться в обратном порядке без нарушения своих основных свойств (полного угасания свойств).

Здесь же следует упомянуть, что предела в обучении ДД нет по причине практически постоянного уточнения деталей техники и определяющих звеньев в связи с требованиями соревновательной практики, изменениями психофизических, двигательных и личностных состояний и предпочтений «исполнителя».

7. «Перенос» двигательных способностей, т.е. возможность применения эффекта, достигнутого в одном виде деятельности (в нашем случае воспитание ДК, обучение ДД), для улучшения результатов другой деятельности [19]. В этой связи определяют следующие типы «переноса»: положительный, когда обеспечивается прирост одних ДС на основе высоких проявлений других; отрицательный, когда отмечается негативный эффект: одни ДС тормозят проявление других. Учет закономерностей «переноса» требует оптимизации последовательности и преемственности процессов обучения и воспитания двигательных способностей.

8. Взаимозависимость (взаимообусловленность, взаимосвязь) в воспитании ДК и обучения ДД, потому как невозможно проявление ДК без двигательной деятельности, равно как и наоборот. Таким образом, обучение ДД (формирование двигательных умений и навыков) должно происходить в единстве с воспитанием соответствующих двигательных качеств. Целенаправленность в комплексном обучении и воспитании обусловлена рядом специфических принципов, определяющих взаимодействие субъектов воспитания, физическую нагрузку и организацию тренировочных процессов [4, 6, 9, 15, 20, 21, 22].

Заключение. Двигательные способности – комплекс морфофункциональных и психофизических возможностей юного спортсмена, определяющих качество и количество специфической двигательной деятельности в айкидо и ее результативность в тренировочной и соревновательной практике. Воспитание двигательных способностей – двуединый процесс направлен­ного воспитания характерных для айкидо двигательных качеств и двигательных действий, определяющих дальнейшее продвижение к спортивному мастерству.  При этом воспитание двигательных способностей юного спортсмена происходит в соответствии с законом роста и развития
организма.

Правильно организованное воспитание двигательных способностей способствует развитию у юного спортсмена мышления, памяти, самостоятельности, инициативы, воображения; активно содействует формированию морально-волевых качеств личности, целеустремленности, стойкости, смелости, решительности.

Накопление юными спортсменами фонда двигательных действий и разносторонность двигательных качеств обеспечи­вает (на всех этапах многолетней спортивной подготовки) свободное владение телом, гармоничность действий, красоту и выразительность движений, удовлетворяет и развивает эстетические потребности детей, что в целом характерно для практики социализации, спортивной деятельности и соревновательной деятельно­сти в айкидо.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Никитушкин, В. Г. Комплексный контроль в подготовке юных спортсменов: монография / В. Г. Никитушкин. – М.: Физическая культура, 2013. – 208 с.
  2. Никитушкин, В. Г. Теория и методика юношеского спорта: Учебник для вузов / В. Г. Никитушкин. – М.: Спорт, 2010 – 208 с.
  3. Теории и методика физического воспитания / под общ. ред. Б. А. Ашмарина. – М.: Просвещение. 1990. – 287 с.
  4. Теория и методика физической культуры / под ред. Ю. Ф. Курамшина. – М.: Советский спорт, 2003. – 464 с.
  5. Коровин, С. С. Теоретические и методические основания воспитания двигательных способностей обучающегося: учебное пособие / С. С. Коровин, П. П. Тиссен. – Оренбург, 2017. – С. 164.
  6. Матвеев, Л. П. Теория и методика физической культуры / Л. П. Матвеев. – М.: Физкуль­тура и спорт, 1991. – 543 с.
  7. Приказ Министерства спорта РФ от 16 ноября 2022 г. № 993 «Об утверждении федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта «айкидо».
  8. Дуранов, М. Е. Общая педагогика / М. Е. Дуранов, Ю. М. Чернецкий. – Челябинск: ЮурГУ, 1999. – 186 с.
  9. Чермит, К. Д. Теория и методика физической культуры: опорные схемы: учебное пособие / К. Д. Чермит. – М.: Советский спорт, 2005. – 272 с.
  10. Беликов, В. А. Методологические основы решения проблемы организации деятельности учащихся: монография / В. А. Беликов. – Магнитогорск: МаГУ, 2004. – 121 с. 
  11. Беликов, В. А. Образование. Деятельность. Личность: монография / Беликов В. А. – Москва: Академия Естествознания, 2010. – 339 с.
  12. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. – М.: Изд-во МГУ, 1981. – 583 с.
  13. Немов, Р. С. Психология: в 2 кн. Кн.1. Общие основы психологии / Р. С. Немов. – М.: Просвещение: Владос, 1994. – 576 с.
  14. Боген, М. М. Обучение двигательным действиям / М. М. Боген. – Москва: Физкультура и спорт, 1985. – 192 с.
  15. Гужаловский, А. А. Физическая подготовка школьника / А. А. Гужаловский. – Челябинск. Южно-Уральское книжное изд-во, 1980. – 151 с.
  16. Основы теории и методики физической культуры / под общ. ред. А. А. Гужаловского. – М.: Физкультура и спорт, 1986. – 352 с.
  17. Холодов, Ж. К. Теория и методика физической культуры и спорта / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. – М.: Академия, 2014. – 480 с.
  18. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова / под ред. Н. Ю. Шведовой. – М.: Азбуковник, 1999. – 944 с.
  19. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии. Серия: Мастера психологии / С. Л. Рубинштейн. – Изд-во: Питер, 2002. – 720 с.
  20. Никитушкин, В. Г. Многолетняя подготовка юных спортсменов: монография / В. Г. Никитушкин. – М.: Физическая культура, 2010. – 240 с.
  21. Платонов, В. П. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и её практические приложения / В. П. Платонов. – М.: Советский спорт, 2005. – 820 с.
  22. Филин, В. П. Воспитание физических качеств у юных спортсменов / В. П. Филин. – М.: Физкультура и спорт, 1974. – 232 с.

REFERENCES

  1. Nikitushkin V.G. Comprehensive control in the preparation of young athletes: a monograph. Moscow: Fizicheskaya kul’tura, 2013. 208 p. (in Russ.)
  2. Nikitushkin V.G. Theory and methods of youth sports: a textbook for universities. Moscow: Sport, 2010. 208 p. (in Russ.)
  3. Theories and methods of physical education. Under the editorship of B.A. Ashmarina. Moscow: Prosveshchenie. 1990. 287 p. (in Russ.)
  4. Theory and methods of physical culture. Under the editorship of Yu.F. Kuramshina. Moscow: Sovetskij sport, 2003. 464 p. (in Russ.)
  5. Korovin S.S., Tissen P.P. Theoretical and methodical foundations of the improvement of the student's motor abilities: a study guide. Orenburg, 2017. p. 164 (in Russ.)
  6. Matveev L.P. Theory and methods of physical culture. Moscow: Fizicheskaya kul’tura i sport, 1991. 543 p. (in Russ.)
  7. Order of the Ministry of Sports of the Russian Federation No. 993 dated November 16, 2022 “On approval of the federal standard for sports training in aikido”. (in Russ.)
  8. Duranov M.E. Chernetskij Yu.M. General Pedagogy. Chelyabinsk: South Ural State University, 1999. 186 p. (in Russ.)
  9. Chermit K.D. Theory and methods of physical culture: reference schemes: a study guide. Moscow: Soviet sport, 2005. 272 p. (in Russ.)
  10. Belikov V.A. Methodological basics for solving the problem of organizing students' activities: a monograph. Magnitogorsk: Magnitogorsk State University, 2004. 121 p. (in Russ.)
  11. Belikov V.A. Education. Activity. Personality: a monograph. Moscow: Academy of Natural Sciences, 2010. 339 p. (in Russ.)
  12. Leont’ev A.N. Activity. Consciousness. Personality. Moscow: Publishing House of the Moscow State University, 1981. 583 p. (in Russ.)
  13. Nemov R.S. Psychology: in 2 books. Book 1. General foundations of psychology. Moscow: Vlados, 1994. 576 p. (in Russ.)
  14. Bogen M.M. Teaching motor actions. Moscow: Fizicheskaya kul’tura i sport, 1985. 192 p. (in Russ.)
  15. Guzhalovskij A.A. Physical training of a schoolchild. Chelyabinsk: Yuzhno-Ural'skoe knizhnoe izd-vo, 1980. 151 p. (in Russ.)
  16. Fundamentals of the theory and methods of physical culture. Under the editorship of A.A. Guzhalovskij. Moscow: Fizicheskaya kul’tura i sport, 1986. 352 p. (in Russ.)
  17. Kholodov Zh.K., Kuznetsov V.S. Theory and methods of physical culture and sports. Moscow: Akademia, 2014. 480 p. (in Russ.)
  18. Ozhegov S.I., Shvedova N.Yu. Dictionary of the Russian Language. Moscow: Azbukovnik, 1999. 944 p. (in Russ.)
  19. Rubinshtein S.L. Fundamentals of General Psychology. Series: Masters of Psychology. Piter, 2002. 720 p. (in Russ.)
  20. Nikitushkin V.G. Long-term training of young athletes: a monograph. Moscow: Fizkul’tura, 2010. 230 p. (in Russ.)
  21. Platonov V.P. The system of training athletes in Olympic sports. General theory and its practical applications. Moscow: Sovetskij sport, 2005. 820 p. (in Russ.)
  22. Filin V.P. Improvement of physical qualities in young athletes. Moscow: Fizicheskaya kul’tura i sport, 1974. 232 p. (in Russ.)

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:
Сергей Васильевич Максимов
– аспирант, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет», Оренбург e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript..
Сергей Семёнович Коровин – доктор педагогических наук, профессор кафедры теории и методики спортивных дисциплин, АФК и медико-биологических основ физического воспитания, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет», Оренбург, e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript..

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS:
Sergej Vasil’evich Maksimov
– Post-Graduate Student, Orenburg State Pedagogical University, Orenburg, e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript..
Sergej Semenovich Korovin – Doctor of Pedagogical Sciences, Professor of the Department of Theory and methods of sports Disciplines, Adaptive Physical Culture and Biomedical Foundations of Physical Education, Orenburg State Pedagogical University, Orenburg, e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript..

Для цитирования: Максимов, С. В. Закономерности воспитания двигательных способностей у юных спортсменов в практике спортивной подготовки в айкидо / С. В. Максимов, С. С. Коровин // Российский журнал спортивной науки: медицина, физиология, тренировка. – 2023. – Т. 2. – № 1. DOI: 10.51871/2782-6570_2023_02_01_8
For citation: Maksimov S.V., Korovin S.S. Regularities of developing motor abilities in young athletes during sports training in aikido. Russian Journal of Sports Science: Medicine, Physiology, Training, 2023, vol. 2, no. 1. DOI: 10.51871/2782-6570_2023_02_01_8